Чуровичская сельская администрация Климовского района Брянской области

Официальный сайт

Чуровичское сельское поселениемуниципальное образование в юго-западной части Климовского района Брянской области. Административный центр — село Чуровичи.

«Началом описания границы является СЗ точка Чуровичского МСО, примыкание границы ООО "Верный путь", ГЛФ, на участке границы Злынковского района, далее граница проходит по границе с Челховским МСО в восточном и ЮВ направлениях, огибая лесной массив ГЛФ, с выходом на границу ООО "Факел" и далее в СВ направлении и ЮВ проходит по границе ООО "Факел" - ООО "Верный путь", затем в СВ направлении по границе ООО "Факел" - ООО "Челховское" с выходом на автодорогу Климово - Чуровичи, далее на север вдоль автодороги, затем на ЮВ до выхода на границу с МСО, ООО "Куршановичское", далее по границе Челховским МСО, по границам хозяйств ООО "Факел", далее по границе с Кирилловким МСО, границам хозяйства ООО "Вишневое", по границе ООО "Хоромное" -ООО "Факел", далее по р. Цата до впадения в р. Вага, далее по р. Вага до границы с ГЛФ, далее граница проходит, огибая с южной стороны лесной массив ГЛФ, и выходит на границу с Злынковским районом, далее на север по границе с Злынковским районом в изначальную точку.»

 

Территорию сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития сельского поселения, земли независимо от форм собственности и целевого назначения.   Поселение включает 7  населенных пунктов:    с. Чуровичи,   п. Бугровка,    п. Вознесенск, п. Ново-Варин, п. Петрова Гута, п. Ягодное, п. Перекоп не являющихся муниципальными образованиями.



ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА ЧУРОВИЧИ

      Согласно летописным записям наше село возникло более 300 лет назад. В начале оно называлось слободой, а затем - посадом. 
     Существует несколько легенд о происхождении названия села. По одной из них свое название село получило от древнерусского слова «чур», что значит «грань», «рубеж». Так как поселение находилось на самой окраине России, на её рубеже, и произошло якобы название села Чуровичи. 
      По другим сведениям это поселение основали старообрядцы из подмосковного села Чур. Существует ещё и третья легенда, по которой ЧУРОВИЧИ стали называться по фамилии главы старообрядческой общины ЧУРОВА.
      Сейчас трудно судить, какая из этих трёх легенд является правдоподобной. 
      Здесь, в наших местах, три столетия назад были непроходимые леса. По словам старожилов ещё в конце 19-го века во все стороны от села тянулись сплошные девственные леса. И сейчас в ЗЕЛЕНИЦКОМ лесу есть многовековые дубы и осины, которые являются живыми свидетелями той далекой поры. 
      Согласно существовавшим в то время канонам в старообрядческом посаде могли жить только старообрядцы. «Инаковерующих» старообрядцы не признавали и не разрешали им даже жениться. Старообрядческая религия делилась в свою очередь на несколько ветвей /толков/. Были среди них «беспоповцы», «белокриничники» и другие.
Каждый старообрядческий дом изобиловал иконами. И молились они «денно и ношно» всем святым угодникам.
      Вот, что рассказывает бывший старообрядец АКИМ ФЕДОРОВИЧ ГОРОХОВ: «Я был заядлым богомолом-старовером. Вместе с родителями мы дни и ночи дома и в церкви молились богу и просили хорошей жизни. В среду и в пятницу грех было есть мясо и молоко. А после Рождества Христова был пост Великий. В пост попы давали нам задание: утром и вечером по сто поклонов перекреститься и поклониться и лбом на пол. А в левой руке держали лестовку, на ней сто нарезок: поклонился и пальцем отсчитывай. Это наказание за год. Так отмаливали грехи. 
       В школьном музее есть лестовка старообрядческая, которая служила для неграмотного верующего ориентиром для счёта.
      В ЧУРОВИЧАХ было две церкви: одна деревянная – православная, вторая кирпичная – белокриничная церковь. Она и сейчас существует как памятник архитектуры 19 века и находится под охраной государства. 
     Среди старообрядцев в Чуровичах были так называемые «БЕСПОПОВЦЫ», которые совершенно не признавали попов и церковь. Богу они молились в так называемых «молельных» домах. Службу справлял грамотный человек, умевший читать церковные книги. Ещё сейчас в селе среди старых людей есть верующие беспоповского толка.
      Посад ЧУРОВИЧИ по тем временам был большим поселением, административным и торговым центром для окружающих сел. По достоверным данным до Великой Октябрьской социалистической революции в ЧУРОВИЧАХ насчитывалось свыше тысячи домов и проживало в селе более 5 тысяч жителей. В посаде проживало много семей евреев, которые в основном занимались торговлей и кустарным производством. Была в селе и еврейская синагога /церковь/. Она находилась там, где сейчас проживает ВОЛОКУШИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (улица ЛЕНИНСКАЯ). Евреи имели свои небольшие лавки, они содержали две аптеки, имели шинки, трактир и др. Еврей по фамилии ДОБИН имел свою небольшую пекарню, торговал булками и баранками.
      Среди мещан-старообрядцев в ЧУРОВИЧАХ было несколько купцов. Самым богатым из них был купец Первой гильдии ПУГАЧЕВ ТИМОФЕЙ ДЕНИСОВИЧ, который скупал у крестьян пеньку, льноволокно, мед и другое сырье. Он вел торговлю даже с Германией. Были и другие купцы. Богатый купец ПРЯНИШНИКОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ имел свой заезжий дом, закусочную, нелегально содержал воровской притон. Воры – конокрады приводили к нему ворованных лошадей, а он потом продавал их втридорога специальным перекупщикам. Дом этого купца и сейчас сохранился. Это двухэтажное здание в центре села – нынешний интернат ЧУРОВИЧСКОЙ средней школы.
      С односельчанами ПРЯНИШНИКОВ вел себя высокомерно, а напившись любил «потешиться». Он избивал первых ему попавшихся ему под руку и всегда он оставался безнаказанным, потому что на его стороне были все законы.
        Были в селе и победнее купцы. Так, купец БЕЛОВ ДЕНИС ДМИТРИЕВИЧ имел свой торговый дом. Он скупал скот, затем мясо продавал в магазинах, поставлял государству. Купец Асбелев имел свой бакалейный магазин. 
      Малоземелье отразилось на экономическом и социальном развитии села. В селе развивалось кустарное производство торговля и огородничество. Большинство же мужчин занималось отходничеством. Их гнала извечная нужда в большие города. Они там работали каменщиками, штукатурами, плотниками.
       Обычно ранней весной мужчины собирались в артели по 20-30 человек и уходили на стройки в МОСКВУ, КИЕВ, ПЕТЕРБУРГ, ВОРОНЕЖ и другие промышленные центры страны. Многие жители нашего села строили ДАЛЬНЕВОСТОЧНУЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ МАГИСТРАЛЬ. Летом в селе оставались только старики, женщины да дети. Подростков отцы тоже брали с собой в подмастерья. Там, на стройках они осваивали различные строительные профессии. 
      Поздней осенью в село возвращались мужчины. В зимние долгие вечера под завыванье вьюги в старообрядческих семьях молились богу, мужчины рассказывали о своих похождениях и жизни в больших городах, обсуждались планы на будущее. И так повторялось из года в год, десятилетиями и столетиями. Некоторые из отходников навсегда оседали в городах.
        Некоторые жители вместе со своими семьями уезжали весной на ПОЛТАВЩИНУ. Там они арендовали у помещиков землю и занимались бахчеводством. На арендованном участке они строили шалаши, в которых жили до глубокой осени, сеяли арбузы и дыни. Всю весну и лето они обрабатывали участки, сторожили урожай бахчевых культур. Осенью они убирали арбузы и дыни, отвозили ни ближайшие железнодорожные станции, пристани и отправляли в большие города. Из вырученных денег от продажи арбузов и дынь платили арендную плату помещику, а на остальные деньги закупали хлеб и возвращались домой. По сведениям таких отходников-бахчеводов за сезон они зарабатывали по 70-100 рублей.
       Все дела в селе вершили богатые. В 1864 году в Чуровичах была образована Городская управа (ратуша). Городская управа находилась с специально построенном кирпичном здании (нынешний Дом культуры).
      Во главе Городской управы стоял старшина, который избирался мещанами посада сроком на три года. Старшина обязательно утверждался губернатором. Избирался и писарь управы. Двадцать один год писарем Городской управы прослужил ПУГАЧЕВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ. За усердие и старание он был награжден медалью. Члены управы избирались из зажиточных мещан. Сначала на сходах граждан выбирали выборщиков, а потом уже выборщики избирали старосту, писаря и членов управы. Голосовали специально выточенными шарами. Шары были красные и черные. За кандидата бросались в урну красные шары, против – черные шары. В состав управы избиралось 12 членов и староста тринадцатый. Староста управы получал жалование 45 рублей в месяц, писарь – 35 рублей.
      Городской управой руководили купцы и богатые мещане. Городская управа была органом местного управления. Она занималась вопросами благоустройства посада, строительством дорог, мостов, очисткой прудов, устройством школ, землеустройством и другими вопросами. Городская управа продала общественный лес за 40 тысяч рублей и открыла при управе земский банк. Мещане могли взять в банке ссуду на строительство, торговлю. Ссуда выдавалась под большие проценты (10-12%) и не более 300 рублей на двор.

 

 

Дата создания: 12.05.2015 16:50

Дата последнего изменения: 08.02.2016 15:23

На главную страницу